Наблюдать и работать
4 курс математического факультета.
Решить нужно ко вторнику, 4 декабря 2012.
Из шести задач две решила, для одной прикинула план решения (проверьте, пожалуйста, если не сложно). Для остальных решение найти не могу, не знаю, с какой стороны подойти. Теорию читала, но с практикой заминка. Подскажите, пожалуйста!

1. Заряды `q_1 = q_2 = 10^-6` Кл расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Заряд `q_3 = -10^-6` Кл расположен в середине соединяющего их отрезка. Найти напряжённость поля в третьей вершине треугольника, находящейся на расстоянии 1 см от заряда `q_3` и одинаково удалённой от зарядов `q_1` и `q_2`. Расстояние между зарядами `q_1` и `q_2` равно 2 см.
Решение

2. В двух вершинах равностороннего треугольника со стороной 5 см находятся точечные заряды q и 2q. Найти потенциальную энергию этих зарядов, если потенциал электрического поля в третьей вершине равен 100 В.
Решение

3. Протон с начальной скоростью `v_0` влетает в однородное электрическое поле с напряжённостью E и движется вдоль силовых линий. Какой путь должен пройти протон, чтобы его скорость изменилась в 3 раза.
Рисунок к задаче
Получается, если протон полетит в сторону, противоположную направлению силовых линий, то скорость его уменьшится втрое, а если по направлению силовых линий - то увеличится, так? Но из каких соображений искать нужное расстояние?

4. Две концентрические сферы радиусами R и 2R несут равномерно распределённые по поверхности заряды +q и -q, соответственно. Найти потенциал внутренней сферы, считая, что потенциал в бесконечности равен нулю.
Решение

5. Точечные заряды 1 и 2 мкКл, расположенные в вакууме на некотором расстоянии друг от друга, взаимодействуют с силой 0,03 Н. В пространстве, где находятся заряды, включают однородное электрическое поле, силовые линии которого перпендикулярны линии, соединяющей заряды. После этого напряжённость электрического поля посередине между зарядами оказалась равной `10^5` В/м. найти напряжённость включенного однородного электрического поля.
Решение

6. Конденсатор, заряженный до разности потенциалов 300 В, соединили параллельно с незаряженным конденсатором ёмкостью 5 мкФ. После этого между обкладками конденсаторов установилась разность потенциалов 50 В. Определить ёмкость первого конденсатора.
Upd: Задача 6 решена.
Рисунок и решение

@темы: Физика

Комментарии
01.12.2012 в 20:19

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
4) Если я не ошибаюсь, то напряжённость внутри сферы равна нулю. А значит и потенциал также может равняться нулю по формуле
НО! я могу ошибаться... Вот в записях нашла, что потенциал на поверхности сферы равен потенциалу внутри шара.
Тогда по второй формуле решаете. В первом шаре r=R, а во втором r=2R, заряды считаем по модулю
01.12.2012 в 20:31

Наблюдать и работать
Nay-sha, внутри сферы - да, но на поверхности - уже нет.
Не совсем понимаю, почему внутри сферы тогда и потенциал равен нулю, если разность равна нулю - то он может быть просто одинаков, нет?
01.12.2012 в 20:32

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
1) - вроде правильно. я сама решала бы также.
6) после подключения заряд с первого конденсатора равномерно распределяется по обоим конденсаторам. это q0.
то есть после подключения q0=q1+q2.
q0=U0 (300В)*C1
q1=U1 (50В)* С1
q2=U2 (50В)* С2
Подставляем и находим.
01.12.2012 в 20:40

Наблюдать и работать
Nay-sha,
6) Ура, спасибо! Получается `300*C_1=50*C_1+25*10^-5`
С1=1 мкФ.
01.12.2012 в 20:59

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
Marie Paganel, я ошиблась. там согласно принципу суперпозиции будет сумма потенциалов с первого шара и со второго:
φ=φ1+φ2
φ1=kq/R
φ2=kq/2R
01.12.2012 в 21:10

Наблюдать и работать
Nay-sha, а почему в знаменателе радиусы сфер, если нужно потенциал внутренней сферы? (т.е. на поверхности внутренней сферы - верно? или я не так понимаю задачу?)
01.12.2012 в 21:14

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
Marie Paganel, так одна сфера внутри другой О,О на точку действует обе сферы, я так поняла что надо найти потенциал вот этой красной точки:
01.12.2012 в 21:15

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
А потенциал внутри сферы равен потенциалу на поверхности
01.12.2012 в 21:22

Наблюдать и работать
Точка тут совершенно не при чём, мне кажется, ведь её сфера не пересекает.

А потенциал внутри сферы равен потенциалу на поверхности
А можно, я попрошу это чем-нибудь подтвердить? В то, что сфера - эквипотенциальная поверхность, я верю, а вот это как-то не очень понимаю(
01.12.2012 в 21:24

Уронить Землю на Солнце и расхохотаться на похоронах Вселенной
01.12.2012 в 21:33

Наблюдать и работать
Nay-sha, спасибо, теперь понятно, особенно если сравнить с внешней сферой.
Меня смущал случай r=R просто.
02.12.2012 в 01:06

Сопротивление бесполезно
Задача1. Ошибка |(E_1+E_2)|=|E_1|*cosalpha . Надо |(E_1+E_2)|=2|E_1|*cosalpha
02.12.2012 в 01:12

Наблюдать и работать
vyv2, точно, спасибо, что заметили. (По-моему, это опечатка, посмотрела в решении - я должна была записать |E_1|/cosalpha).
02.12.2012 в 01:27

Сопротивление бесполезно
Задача2 Ошибка при вычислении
`W_p=(2*q^2)/(4*pi*varepsilon*varepsilon_0*r)=(2*1,85*10^-10)/(4*3,14*8,85*10^-12*5*10^-2)
q^2
02.12.2012 в 01:38

Сопротивление бесполезно
Задача3
Путь ищется через ускорение ma=qE
и уравнения движения S=v0*t+a*t^2/2
v=v0+a*t
если протон полетит в сторону, противоположную направлению силовых линий, то скорость его уменьшится втрое
сначала уменьшиться втрое , потом уменьшится до нуля, потов начнет увеличиваться до 1/3, и далее увеличиться в 3 раза.
02.12.2012 в 02:05

Сопротивление бесполезно
Задача4
Правильного ответа не нашел.
При r < R φ=-kq/(2R) = const, E=0
при R < r < 2R φ(r)=kq(1/(2R)-1/r), E=kq/r^2
при r >2R φ=0=const, E=0
02.12.2012 в 02:24

Сопротивление бесполезно
Задача 5
Жаль, что не довели до ответа. Подозрительные числа. Откуда задачи?
02.12.2012 в 02:28

Сопротивление бесполезно
Задача6
Верно
02.12.2012 в 03:20

Наблюдать и работать
vyv2, вторую тоже исправила. Третью и пятую обязательно закончу; в четвёртой, видимо, мне нужно разобраться ещё раз самой, потому что плохо понимаю. Спасибо большое за подсказки!
Задачи выданы преподавателем в качестве домашнего задания, на листе с заданиями указаний на то, откуда они, не нахожу, разве что они указаны не под порядковыми номерами, как выписала я, а под номерами типа "Т8.73".
В пятой задаче снова у меня опечатка, в условии мкКл. Простите(
02.12.2012 в 17:21

Наблюдать и работать
Довела задачу 5 до ответа.
03.12.2012 в 20:41

Наблюдать и работать
vyv2, я нашла другой способ решения задачи 3, через разность потенциалов и закон сохранения энергии.
`(m*v_0^2)/2+q*varphi_1=(m*(3*v_0)^2)/2+q*varphi_2` - отсюда выражается разность потенциалов, а после используется то, что `E=(Delta varphi)/S` - отсюда легко выразить S.
Ответ получается тот же - выходит, так тоже верно?
03.12.2012 в 22:00

Сопротивление бесполезно
Конечно верно. Надо иметь только ввиду, что измениться в три раза можно в большую и меньшую сторону , а также двигаться по полю и против.